Развлечения


Ролевая игра "Shopping" (В продуктовом магазине)

Чтобы сыграть в игру, нужно изучить:
1) названия продуктов питания;
2) названия различных упаковок для продуктов;
3) фразы, необходимые для общения продавца и покупателя.

В учебнике Афанасьевой, Михеевой для 8 класса школ с углублённым изучением английского языка предлагаются следующие названия контейнеров:
a bottle of milk (oil)
a carton of juice (milk)
a jar of jam (honey)
a tin of fish (soup, tomatoes)
a packet of crisps (tea, biscuits)
a can of lemonade (coca cola)
a bag of potatoes (flour)


к ним были добавлены словосочетания:
a box of sweets (matches)
a loaf of bread
a bar of chocolate (soap)
half a dozen eggs
a tube of toothpaste
a tub of margarine


Для закрепления лексики были использованы два дополнительных задания: задание 1 и задание 2, скопированные из разных учебных пособий (привожу их в качестве примера, Вы можете найти или составить свои задания в соответствии с уровнем Ваших учеников, например, воспользоваться интернет-публикациями открытых уроков.) Для закрепления письменной формы слов Вы также можете использовать кроссворд.

После закрепления лексики ученикам был предложен диалог с пропусками (не могу вспомнить, из какого учебного пособия он позаимствован, задание развивает логику и внимание, но текст довольно старый - обратите внимание учеников на низкую по нынешним временам цену продуктов или замените её на более реалистичную для нашего времени). Ученики заполнили пропуски в диалоге, проверили правильность и прочитали диалоги в парах. Затем ученики составили свои диалоги, заменяя названия продуктов.

Перед составлением диалогов попросите учеников найти в диалоге и использовать в речи слова и выражения, при помощи которых:
- соблюдаются нормы вежливости (Hello; please; thank you; I'd like; I'm afraid)
- продавец проявляет инициативу, задавая вопросы покупателю (Can I help you? Anything else? Is that all?)
- продавец уточняет, какой именно товар хочет приобрести покупатель (Large or standard? What sort of soap do you want? Cheddar?)
- продавец выкладывает перед покупателем выбранный товар (Yes; Here you are; Right; Right, then; Right you are.)
- покупатель выражает удивление/огорчение по поводу отсутствия товара (Haven't you?)
- продавец предлагает другой товар взамен отсутствующего (No, but we've got lots of peaches.)
- покупатель принимает решение взять другой товар взамен отсутствующего (All right. I'll take a tin of peaches, then.)
- продавец подсчитывает стоимость покупок и даёт сдачу (Let's see now... That's £1.51 altogether please; And 49p change.)

Для игры Вам понадобятся:
- парта или стол, изображающие прилавок магазина;
- списки продуктов для каждого ученика;
- комплект разрезанных на отдельные картинки товаров (под каждым обозначена цена);
- небольшие листочки бумаги, изображающие деньги (мы использовали цену в рублях, ученики сами подписали несколько "купюр" для продавца по 100, 50 и 10, и 5 рублей, а для покупателя - одну купюру 500 рублей (но Вы можете заменить рубли на доллары или фунты, и соответственно, исправить цену под картинками товаров).

Перед началом игры всем ученикам раздаётся список продуктов. Им нужно отметить в списке пять продуктов, которые они хотят купить. Тем временем учитель выкладывает на "прилавок" картинки с изображениями продуктов. Некоторые картинки различаются, а некоторые пары картинок похожи, например, чёрный и зелёный чай, белые и коричневые яйца, и т.д. Учитель приглашает к "прилавку" одного ученика (продавца) и просит убрать несколько карточек с изображениями товаров, которые будут отсутствовать в магазине. Мы убирали три пары карточек с одинаковыми упаковками, и три-четыре других.

Затем к прилавку подходит "покупатель" и два ученика разыгрываают диалог. Покупатель спрашивает о наличии товаров, которые отмечены у него в списке, но может приобрести что-нибудь ещё по рекомендации продавца. В конце продавец подсчитывает стоимость продуктов и рассчитывается с покупателем. После этого бывший "покупатель" становится "продавцом", снова определяет, какой товар будет в наличии, а какой - отсутстовать (убирает часть карточек), а третий ученик идёт со своим списком продуктов играть роль покупателя, и так далее.

Чтобы остальные ученики не заскучали, Вы можете предложить им в процессе игры оценивать продавцов и покупателей по нескольким критериям (например, вежливость, грамотность речи, правильное использование названий продуктов и упаковок, правильная реакция на реплики собеседника и т.д.), а после высказать своё мнение, исправить ошибки, выбрать лучших.

Вышеописанная игра была использована на уроках английского языка в 8 классе. Вы можете адаптировать игру для своих учеников в зависимости от их уровня владения английским языком. Например, мы использовали аналогичную игру (с канцелярскими товарами и игрушками) при разыгрывании следующего диалога в начальной школе:
Shop assistant: Hello. Can I help you?
Customer: Yes, please. How much is this pen?
Shop assistant: It’s fifty cents.
Customer: And how much is this book?
Shop assistant: It’s a dollar.
Customer: Here’s two dollars.
Shop assistant: Thank you. And here’s your change.
Customer: Thank you. Bye.