Проекты


Проекты с использованием ИКТ

Хочу поделиться с вами опытом организации проектов с использованием ИКТ на уроках английского языка. Я и мои коллеги в рамках школьной недели английского языка регулярно организуем с учащимися средней школы выпуск газет с последующей игрой-викториной. Наши проекты строятся на страноведческой тематике, но можно выбрать любые другие темы, по которым есть достаточно материала в интернете.

В процессе работы над проектами формируются навыки работы с компьютером (текстовыми редакторами, поисковыми системами), умение найти, выбрать и отредактировать информацию. Развиваются различные навыки чтения (с пониманием основного содержания, с извлечением информации, с полным пониманием). Кроме того, формируется умение работать в команде, умение оценивать результат своего и чужого труда.

1. Подготовительный этап. Учитель с учениками выбирают и обсуждают тему проекта. Например, в 7 классе была выбрана тема "Шотландия", в 8-м – "Уэльс". Перед началом проекта ученики читают тексты учебника по страноведческой тематике и приобретают необходимый лексический запас.

2. Ученики делятся на команды (по 3-4 человека). Им предлагается из общей темы выбрать более конкретную. Учителю следует заранее составить список тем и проверить, есть ли в интернете достаточно материала, но ученики зачастую сами предлагают темы, которые им интересны. Например, по теме "Шотландия" были выбраны темы "Природа Шотландии", "Эдинбург – столица Шотландии", "Легенды", "Традиционная одежда", "Спорт", "Замки", "Исторические события", "Короли и королевы", "Писатели", "Изобретатели", "Архитектура и живопись", и другие. В процессе поиска материала некоторые темы могут ещё более конкретизироваться.

3. Ученики ищут материал по своей теме в интернете. Этот этап работы целесообразно проводить в компьютерном классе или медиатеке, но, в крайнем случае, при отсутствии такой возможности, можно предложить использовать домашние компьютеры. Для облегчения задачи учитель может порекомендовать ученикам сайты по нужной тематике.

4. Команды сортируют и адаптируют найденную информацию, выбирая материал для газеты. Основные критерии – информация должна быть интересной и понятной для читателей.

5. Ученики обрабатывают информацию в текстовом редакторе, подготавливая её к печати: делят на абзацы, выбирают размер и форму шрифта, и т.д.

6. Команды обсуждают оформление будущей газеты, делают рисунки, распечатывают и приклеивают статьи. Мы использовали для оформления газет листы бумаги размером А1, но возможны варианты, в том числе и компьютерный. Ниже приведены образцы газет по теме "Шотландия". Жмите на картинки, чтобы увеличить изображения.

7. Команды составляют вопросы по содержанию своей газеты. Эти вопросы затем лягут в основу викторины.

8. Газеты вывешиваются в коридоре, чтобы все учащиеся перед викториной смогли с ними ознакомиться.

9. Собранные у команд вопросы равномерно распределяются по нескольким опросным листам (мы делаем три, по числу участников в команде). В каждом варианте опросного листа есть 20-30 вопросов (по 2-3 вопроса к каждой газете) и место для ответов. Для удобства газетам присваиваются порядковые номера. Ниже приведены образцы начала двух опросных листов:

Часть опросного листа А

Часть опросного листа В

10. Каждая команда получает все опросные листы. Цель команд – за ограниченное время найти максимальное количество ответов на вопросы. (Мы обычно используем сдвоенные уроки, чтобы на первом провести поиск ответов, а на втором – викторину.)

11. Когда время истекает, проводится викторина. Мы проводим её в форме брейн-ринга. Ведущие задают вопросы. Каждой команде по очереди предоставляется право ответа, если ответ неверный, право ответа переходит к другой команде, где первыми подняли руку. Ведущими могут быть подготовлены и дополнительные вопросы, не вошедшие в опросные листы – для самых внимательных читателей.

12. Мы также проводим оценку газет учащимися. Каждый получает небольшую анкету, где нужно оценить все газеты по нескольким аспектам. Ученик должен быть готов обосновать свою оценку. Ниже приводится пример анкеты для 8 классов:

анкета

13. По итогам анкетирования газетам присваиваются 1, 2 и 3 места (по каждому аспекту анкеты), а также за другие заслуги (по мнению жюри). В результате, награждаются все газеты, даже не завоевавшие призовых мест.
К газетам прикрепляются разноцветные бумажные награды, на которых указаны номинации, например:

награды